�����-����� IPC - ��������

Home » Интервью, репортажи, обзоры » «Есть вещи, которые нельзя сделать доступными всем, они сразу уничтожатся»

«Есть вещи, которые нельзя сделать доступными всем, они сразу уничтожатся»

Фото с сайта http://www.nikitahome.com/

Уже второй год подряд в Орджоникидзе, близ Феодосии проходит необычный фестиваль – Фестиваль гениального зрителя. В Доме Никиты – некоей творческой гостиной организатора фестиваля – собираются поэты, художники, музыканты, которые одновременно являются и зрителями и участниками. Это абсолютно некоммерческое мероприятие и отчасти по этой причине обычному зрителю попасть на него практически невозможно. Подробнее о том, что будет происходить в его Доме с 3 по 9 сентября, корреспонденту медиа-центра рассказал организатор фестиваля Никита Беляков.

- Что такое Фестиваль гениального зрителя?

- Приезжают люди, живут вместе и происходит много всего интересного: лекции, мастер-классы, выставки. Человек сам привозит свою выставку, чтобы ее показать. То есть он не только не зарабатывает, но еще и вкладывается.  Если бы мы начали платить людям за их работу, то, скорее всего, люди бы поменялись. Приехали бы не те, которых мы хотим видеть.  Вот такая абсурдная система, но людям нравится. Люди, которые занимаются творчеством, очень глубокие и, как правило, эта коммерция их уже достала. Им, конечно, тоже нужно помогать деньгами, не всем удается зарабатывать. Я знаю, что для художника более всего ценно понимание, а это редко где встретишь. Можно приехать туда, где тебе заплатят гонорар, а творчество твое там никому не нужно. А тут собирается компания людей, которые сами по себе художники в широком смысле слова. Они по-другому оценивают, строже, может быть, потому что у них опыт больше, другое восприятие искусства. Если ты действительно делаешь что-то хорошее, то на фестивале это получит хорошую оценку. Если плохое – то соответственно.

Фото с сайта http://www.nikitahome.com/

- Почему вы не приглашаете обычных зрителей?

- Есть вещи, которые нельзя сделать доступными всем, они сразу уничтожатся. Смысл фестиваля в том, что есть некая камерность. Люди живут вместе и общаются друг с другом. Все эти мероприятия – это внешняя оболочка, чтобы выстроить жизнь. А реально важно то, что люди встречаются на более искренней площадке. Есть такая фигня, что люди боятся искренне общаться – никогда не замечала? А люди хотят поделиться тем, что их на самом деле волнует, своими важными переживаниями. В обычной жизни мы этого боимся. Чтобы люди не боялись, нужно создавать условия. Они показывают самое дорогое, что у них есть  – их творчество. Мы стараемся поддерживать атмосферу искренности. Поэтому сразу возникают бешеные эффекты: люди начинают влюбляться, семьи образовываются. Скапливается такой мощный заряд, которого потом хватает на долгое время. Люди разъезжаются и продолжают дружить, делают совместные проекты. Но я не гарантирую, что в этом году так же получится, как это было в прошлом.

- Кто будет участвовать в этом году?

- Приезжает человек 150, они все участвуют. Есть небольшой процент людей, которые ничего не показывают, но это, как правило, все равно люди не случайные, творческие. Например, есть несколько людей, которые в прошлом году просто смотрели, в  этом году уже участвуют.

Будут пластические выступления – танцы, художники – скульптура, живопись, графика, писанкарство, а также поэзия в разных видах от поэтического вечера до некоей мистерии, музыка разных направлений. К примеру, приедет Ян Бидерман, который занимается экспериментальной музыкой. У него довольно сильный состав музыкантов, они никогда не репетируют. Ты приходишь, и никто тебе ничего не гарантирует, что получится в этот раз. Будет еще несколько коллективов этнической музыки.

Фото с сайта http://www.nikitahome.com/

- Расскажи, как родился Фестиваль гениального зрителя?

- Жизнь похожа на гобелен. Если у тебя уже есть ряд ниточек, то следующий ряд нужно плести из тех ниточек, которые ты уже выпустил, и редко туда попадают какие-то другие. Поэтому оно все цепляется. Когда мы только построили дом, ехали на машине, видим: идут наши два знакомых гусляра, мы позвали их делать у нас концерт. И в тот же день сделали концерт. Заодно узнали, что у нас в помещении очень хорошая акустика. После этого концерта к нам подошел наш сосед Валерий, с которым мы не были знакомы, потому что он ведет закрытый образ жизни. Он рассказал, что он скульптор, выставляется во многих городах мира, но не может делать выставки на Украине, потому что не может найти подходящий зал. Но у нас ему понравилось. Мы сделали его выставку. Потом сделали еще одну выставку – художественной школы им. Серова. Потом каждое воскресенье мы что-то делали. Мы даже ничего не искали, просто так получалось. Приехали в Москву осенью и решили, что надо дальше продолжать. И проводили разные концерты всю зиму. Мы назвали это клубом гениальных зрителей, потому что Валерий сказал, что гениальным художникам нужны гениальные зрители. Мы решили, что это слова Максимилиана Волошина. Здесь хочется поддерживать волошинские традиции, особенно хулиганские.

- Что будет дальше с фестивалем?

- По сути как я себе представляю фестиваль, наверное, он и должен быть таким. Мы не сможем принять большое количество зрителей. У нас нельзя купить билет и прийти, мы вообще будем удивлены, если кто-то придет.

О том, что в прошлом году фестиваль получился, я узнал только через год. Когда я объявил, что фестиваль будет и в этом году, потянулись  люди – участники прошлого года. Тогда я понял, что понравилось всем.

Я чувствую, что фестиваль нужно продолжать, уже нужны деньги. Любое событие должно развиваться. Оно и будет развиваться, даже без моего участия.

Беседовала Ирина СМИРНОВА